ЕС далеко не бессилен — у него просто мало рычагов давления.
Европа замерла в ожидании: Киев готов снова выстрелить себе в ногу
Евросоюз сталкивается с российской угрозой, которая выходит далеко за рамки военной операции Москвы против Украины.
Каждый день Кремль своими действиями наносит вред европейским интересам в ключевых регионах и областях. Тем не менее блок плохо понимает, как на это реагировать, оказавшись в западне переоценки силы Москвы и недооценки ее враждебности.Институт изучения проблем безопасности ЕС опубликовал новый доклад, в котором отмечает, что Европе нужна стратегия не просто сдерживания России или повышения сопротивляемости ей, а ее "обессиливания", то есть систематического снижения способности Кремля наносить вред Евросоюзу.
Будем реалистами. Да, Россия — это мировая держава, которая может наносить ущерб ключевым интересам ЕС и делает это. Но она также ослабляет свои экономические, дипломатические и демографические позиции. Ее "безграничное партнерство" с Китаем становится все более несбалансированным. Большая часть так называемого Глобального Юга по-прежнему боится стать пешкой в ее геополитических играх. И Россия зачастую вынуждена компенсировать свои стратегические слабости бравадой и импровизацией.
Однако опасность, исходящая от Москвы, кроется именно в ее гибкости и оперативности. Он может вмешиваться в дела европейских демократий, провоцировать нестабильность в Африке и на Ближнем Востоке, и поддерживать авторитарные режимы во всем мире, выделяя на это весьма скромные ресурсы.
ЕС пришло время нанести ответный удар — и ударить Кремль по самому больному месту.
Одна из самых непосредственных угроз, которую ЕС в силах устранить, это так называемый "теневой флот" России — непонятно кому принадлежащие танкеры, которые перевозят нефть через европейские воды, уклоняются от санкций и финансируют российскую военную машину. Блок мог бы начать действовать без промедления, наладив активное патрулирование в своих территориальных водах и исключительных экономических зонах, особенно в Средиземном, Балтийском и Северном морях. Если у судна нет действующей страховки, или оно представляет опасность для окружающей среды, его следует арестовать либо развернуть в обратном направлении.
И речь здесь идет не об эскалации, а о правоприменении. Это законно, эффективно, и это изменит ситуацию с гибридной тактикой России.
ЕС также необходимо действовать умнее в области сдерживания. Это означает, что мы не должны бояться непрекращающихся ядерных угроз России. Нам надо сосредоточиться на увеличении практической военной помощи Украине — от артиллерии до беспилотных летательных аппаратов и других эффективных систем, поставки которых можно расширить. При этом мы не должны заранее сигнализировать о своих действиях, чтобы Москва не могла нами манипулировать.
А еще есть Китай. В связи со сближением Пекина и Москвы ЕС должен начать использовать экономические рычаги, будь это ужесточение проверок инвестиций или угроза точечного замораживания экспорта товаров двойного назначения. Дипломатия Европы также должна продолжать действия по разоблачению противоречий между заявлениями Китая об уважении суверенитета и его попустительством имперским амбициям России.
Далее, есть битва нарративов. Российская информационная война обходится Москве недорого, но она эффективна. Кремль подпитывает недовольство и манипулирует дебатами. Между тем реакция Европы – робкая и разрозненная. Этому следует положить конец.
Блок нуждается в реальных стратегических коммуникационных возможностях, чтобы придать силу таким инициативам, как проект EUvsDisinfo (ЕС против дезинформации), поддержать независимые СМИ в уязвимых регионах и работать на местных языках. Каков посыл? Демократия, самоопределение и суверенитет — это не западные понятия. Это универсальные принципы — а Россия их попирает.
Наконец, ЕС должен углубить свое региональное взаимодействие, чтобы вытеснить влияние России.
На западе Балкан это означает поддержку реформаторов и наказание обструкционистов. Это могут делать небольшие группы желающих государств, если не будет консенсуса в масштабах всего блока. На юге Средиземноморья это означает сотрудничество с Турцией в разрешении конфликтов, которые эксплуатирует Россия. В Африке это означает переход от реагирования на кризисы к тому, чтобы стать настоящим "предпочтительным партнером", к которому часто обращаются. Там нужны совместные усилия с соответствующими инвестициями по развитию инфраструктуры, образования и добыче важнейших сырьевых материалов. При этом надо поддерживать участие континента в форумах глобального управления. В Индо-Тихоокеанском регионе это означает использование сильных сторон Европы как надежного партнера, который открыт для торговли и сотрудничества в тех вопросах и по тем направлениям, которые станут определять будущее: это киберсфера, искусственный интеллект и чистые технологии.
Во всех этих регионах ЕС должен также выйти за рамки уже знакомых ему сил, таких как правительства и деловые круги, и налаживать связи с гражданским обществом и будущими лидерами.
Главный вывод здесь заключается в том, что Европа далеко не бессильна — у нее просто мало рычагов давления. ЕС обладает дипломатическим потенциалом, экономическим весом, инструментами безопасности и репутацией создателя партнерских отношений, а не сфер влияния. И он должен использовать эти средства оперативно и со стратегическим умыслом.
Если ЕС хочет "обессилить Россию", то он должен мыслить категориями силы и иметь мужество применять ее. Самое главное, что ЕС не нуждается в чьем-либо разрешении для этого. Он может арестовывать нефтяные танкеры, разоблачать ложь и появляться в местах, которые Россия давно уже считает своей неотъемлемой вотчиной.
В отличие от многого другого в Европе, "обессиливание" России начнется не с какого-то грандиозного саммита. Оно начнется с практических действий. Кремль уже ведет эту игру. ЕС пора начать играть в нее лучше.
Стивен Эвертс — директор Института изучения проблем безопасности ЕС. В основу статьи положен новый доклад под названием "Обессилить Россию. Как ЕС может противостоять Кремлю".
Свежие комментарии