Воздушная война между Израилем и Ираном за последние две недели отвлекла мировое внимание от конфликта на Украине.
Саммит НАТО в Гааге подтвердил, что президент Дональд Трамп придерживается того мнения, что счет за эту опосредованную войну предстоит оплачивать Европе.
И далеко не очевидно, что у него хватит терпения настаивать на мире в дальнейшем.С дипломатической точки зрения больше всего от воздушной войны Израиля и Ирана пострадало внимание США к Украине и освещение этого конфликта в СМИ. Несмотря на продолжающийся обмен телами погибших и военнопленными, дальнейшего прогресса на мирных переговорах между противниками, начавшихся в Стамбуле в начале июня, достичь не удалось.
Тем не менее, ходят разговоры о третьем раунде переговоров уже на следующей неделе. Саммит НАТО в Гааге предоставил возможность вернуть Украину в поле зрения США. Но вышло совсем иначе.
Если саммит НАТО и продемонстрировал сколь-либо осуществимую цель, так это увековечить обязательство европейских союзников тратить на оборону по 5% ВВП — давний приоритет Трампа с момента вступления в должность.
Что ж, миссия выполнена: на это подписались все союзники по НАТО за исключением Испании.
Вечно бойкий генеральный секретарь НАТО Марк Рютте направил президенту Трампу послание настолько подобострастное, что даже на самых ярых “ястребов” и подстрекателей войны могла накатить тошнота.
“Господин президент, дорогой Дональд, вы привели нас к действительно очень важному моменту для Америки, Европы и мира. Вы добьетесь того, чего не смог бы сделать НИ ОДИН американский президент за десятилетия”. После этого его упрекнули за то, что уже на саммите он назвал Трампа “папочкой”.И все же сложно избавиться от ощущения, что Украина опустилась на несколько ступеней в списке приоритетов Трампа — а с ней и НАТО.
Если коммюнике Вашингтонского саммита 2024 года состояло из 5 300 слов и было преисполнено праведных намерений и бюрократической болтологии, то декларация Гаагского саммита 2025 года состояла из кратких 425 слов и была посвящена почти исключительно расходам НАТО.
Если в Вашингтонской декларации говорилось: “Мы продолжим поддерживать Украину на ее необратимом пути к полной евроатлантической интеграции, вплоть до членства в НАТО”, то в Гаагской этого не было — и многие комментаторы восприняли это как очевидное смягчение позиции.
Досаду Европы усугубил госсекретарь Марко Рубио, заявив, что дальнейших санкций против России США в настоящее время не поддержат.
В декларации значилось лишь: “Союзники подтверждают свои неизменные суверенные обязательства оказывать поддержку Украине, чья безопасность способствует нашей собственной, и с этой целью будут учитывать прямые взносы в оборону Украины и ее ВПК при расчете собственных оборонных расходов”.
Для тех, кто не знаком с тонкостями дипломатического языка, поясняю: во-первых, слово “суверенный” означает, что некоторые союзники вольны сделать суверенный выбор в пользу финансирования Украины, а другие могут и воздержаться.
Это подтверждает то, что мы наблюдали уже некоторое время: президент Трамп считает издержки на опосредованную войну на Украине проблемой Европы, а не Америки. Во-вторых, и это еще очевиднее, финансирование Украины может помочь союзникам достичь цели в 5%, и как минимум Великобритания за эту возможность уже ухватилась.
Как известно, в ходе их встречи тет-а-тет, президент Владимир Зеленский поинтересовался у Трампа о закупках дополнительных ракет "Пэтриот" (Patriot). Хотя Трамп никаких обязательств по этому вопросу не дал, очевидно, что если Киев и купит американскую военную технику, то лишь на европейские деньги.
Похоже, что с европейской стороны поезд с нахлебниками толкает вперед лишь один Рютте. Выступая перед саммитом, он обмолвился о дополнительной поддержке Украине в размере 35 миллиардов долларов в этом году, однако вдаваться в подробности не стал.
Однако мы знаем, что более половины пакета помощи в 24 миллиарда долларов, обещанного в апреле, составляли средства от Германии, которые будут выплачены в течение четырех лет. Таким образом, на самом деле НАТО пока обеспечила на 2025 год максимум 22 миллиарда долларов, что еще больше усугубит огромную нужду Украины в военном финансировании.
Чего мы решительно не увидели в Гааге, так какого-либо импульса к прекращению конфликта. Вместо этого сэр Кир Стармер продолжает настаивать на том, что союзники полны решимости “снова подтолкнуть Путина к столу для безоговорочного прекращения огня” — хотя в Гаагской декларации никакого осуждения России не прозвучало.
США не предлагают новых денег, Украина продолжает сдавать позиции на поле боя, Европа отчаянно пытается заткнуть бреши, а премьер-министр Великобритании, словно заезженная пластинка, по-прежнему требует от Россия безоговорочных уступок — хотя та и находится в сильной позиции.
Президент Зеленский, со своей стороны, не отказался от своего стремления вступить в НАТО, что решительно перечеркивает не только мирное соглашение, но и прочное прекращение огня с Россией.
Если Гаагский саммит что и доказал, так это то, что заставить европейских союзников раскошелиться на оборону для президента Трампа — приоритет поважнее, чем установить мир на Украине. Сосредоточившись на конфликте на Ближнем Востоке, президент Трамп в очередной раз признал сложность мирного урегулирования на Украине.
“Это сложнее, чем люди себе представляют, — сказал он. — С Владимиром Путиным оказалось непросто, и, честно говоря, у меня возникли некоторые проблемы с Зеленским — вы, возможно, о них читали. Это сложнее, чем другие конфликты”.
Ясно одно: больше всего от Гаагского саммита явно выиграют американские оборонные подрядчики. Чтобы достичь 5% ВВП, Великобритании предстоит увеличить расходы примерно на 114 миллиардов долларов в год к 2035 году, а Германия уже пообещала достичь цели в 5% на шесть лет раньше, в 2029 году, увеличив расходы на 128 миллиардов долларов в год.
В ознаменование новых трат Великобритания согласилась закупить двенадцать современных истребителей самолетов F-35A по 700 миллионов долларов за штуку. F-35A способен доставлять предоставленные США ядерные бомбы B61, разработанные еще в 1963 году. В этом отношении наша безопасность зависит от того, смогут ли они залететь достаточно далеко в тыл России с ее эшелонированной ПВО, чтобы доставить гравитационную ядерную бомбу к цели.
Последняя модернизация B61 пришлась на администрацию Обамы и свелась к добавлению хвостового оперения для более дальнего запуска. Из-за дороговизны каждая ядерная бомба эпохи шестидесятых теперь стоит дороже, чем если бы была из чистого золота — пожалуй, это идеальное олицетворение военных расходов Запада.
Фанфары саммита НАТО понемногу стихают, и вопрос теперь в том, сколько желания у президента Трампа возникнет продавливать мирную повестку дня на Украине сегодня, когда европейские союзники активизировались и будут тратить больше на американское оружие? Боюсь, немного.
Ян Прауд находился на британской дипломатической службе с 1999 по 2023 год и занимал должность экономического советника в посольстве в Москве с июля 2014 года по февраль 2019 года. Был одним из организаторов саммита “Большой восьмерки” (G8) в Лох-Эрне в Северной Ирландии. Недавно опубликовал мемуары “Неприкаянный в Москве: как британская дипломатия в России 2014-2019 годов потерпела крах”
Свежие комментарии