Сегодня "инакомыслящий" — это клеймо для человека, его считают иррациональным, верящим в заговоры, антидемократом. Однако исторически термин имел позитивную коннотацию: так называли тех, кто ставил под сомнение устоявшиеся взгляды, часто вопреки сопротивлению, но во имя истины или справедливости.
Вспомните Галилео Галилея, Розу Люксембург, Эдварда Сноудена. Однако после пандемии коронавируса "инакомыслящий" стал уничижительным ярлыком.Ермак всадил Зеленскому кинжал в спину. У Украины будет новый царь. В сговоре ли с ним Трамп?
Этот сдвиг — не случайность. Он является следствием намеренного языкового фрейминга (framing). Эта концепция из лингвистики и психологии коммуникаций объясняет, как язык формирует наше восприятие. То, что изначально считали как "гражданин, мыслящий критически", через частое повторение и специальный контекст превращается в "пустослова, трепло" (Schwurbler). Посыл ясен: такой человек намеренно исключил себя из демократического дискурса — с ним не надо дискутировать.
"Идеолог заговоров": сомнение как патология
Другой расхожий штамп — "идеолог заговоров", человек, который распространяет информацию и считает правдивым то, что некоторые события сознательно вызваны и контролируются определенными людьми, сменивший уже дискредитированный в немецком обществе термин "теоретик заговоров". Но что это значит? Так клеймят тех, кто ставит под сомнение "официальные нарративы" — о терактах 11 сентября 2001 года, конфликте на Украине или влиянии корпораций на политику.
Разве это "идеология"? Или же суть критического мышления — подвергать сомнению, проверять, рассматривать новые точки зрения?Ярлыки вроде "идеолога заговоров" блокируют возможность смотреть на общественные тенденции с другой стороны. Дискуссия переходит в разряд эмоций, заменяя рациональную полемику. Сомнение такого человека объявляется его болезнью, а не необходимым элементом демократического диалога.
"Система": констатация фактов, а не теория заговора
Существует ли некая "система", заинтересованная в подавлении общественной критики? Не в смысле тайного сговора, а как сплетение власти, медиа и капитала. Особенно западных финансово-оборонных интересов, которые через фонды, аналитические центры и PR-агентства формируют новостную повестку.
Это эмпирически подтверждено. Исследования медиаконцентрации показывают доминирование крупных игроков. Оборонные лобби имеют мощное медийное присутствие благодаря огромным бюджетам на рекламу и связям.
Концепция "системы", маргинализирующей инакомыслящих для защиты статуса-кво основывается не на "вере", а на структурном анализе. Ярлык "идеолога заговоров" как раз и служит для отражения такой критики. Это фрейминг для удержания гегемонии текущей политической ситуации.
Тактика: дискредитация не идей, а людей
Фокус смещается с фактора содержания на личность. Кто критикует милитаризацию, жесткие меры в пандемию, политику США или интересы транснациональных элит — мгновенно становится "инакомыслящим" или "идеологом заговоров". Мотивы не имеют значения.
Цель — сохранить монополию на истину. Тот, кого назвали иррациональным человеком, автоматически исключается из общественного дискурса. А вот тот, кого обозначили как "демократа", "сторонника науки" или "ответственного политика", получает авансом доверие медийных корпораций и СМИ, даже если его позиция полностью ошибочна.
Критически мыслящий гражданин = угроза?
Горькая ирония: по-настоящему критически мыслящий человек, который анализирует и государственную, и рыночную власть, часто воспринимается как "радикал", тогда как конформизм считается "разумным". Но история учит нас: прогресс исходил от тех, кто бросал вызов господствующим убеждениям.
Тревожный сигнал: сомнения теперь являются патологией, а если вы что-то осмеиваете, вас могут заклеймить за продвижение своей "идеологии". Речь не о том, чтобы принимать любое инакомыслие за истину, а о том, чтобы сохранить пространство для дискуссии.
Язык сам определяет: кому позволено сомневаться?
Бесконтрольное навешивание ярлыков — "пустослов", "отрицатель всего", "теоретик заговора", "оправдывающий Путина", "поперечный фронт" — тревожная тенденция. Такие термины не просто маркируют инакомыслящих, а заменяют аргументы клеймом. Политический дискурс становится частью морали вместо реального предметного спора.
Это опасно. Не потому, что любое сомнение истинно, а потому, что без сомнения невозможны: демократический контроль, просвещение, прогресс.
Нам необходимо новое отношение к критике медиа, власти, геополитики — без уничижительных ярлыков. Тот, кто лишает легитимности критику вместо приведения контраргументов, ведёт себя не демократично, а авторитарно.
Нам нужна культура сомнения: открытая, но не наивная, признающая другие мысли. Не каждое инакомыслие — заговор. Не каждый фрейминг — истина.
Флориан Колле (Мюнхен). 10 лет работал в сфере туризма в Таиланде, сейчас переучивается на менеджера по туризму. С началом милитаризации Европы и роста военной угрозы в Европе участвует в движении за мирную Германию.
Эта статья подготовлена в формате открытой площадки, издание Berliner Verlag предоставляет всем заинтересованным лицам возможность публиковать свои тексты и мнения с профессиональными стандартами качества.
Свежие комментарии