Если нужно найти причину для пессимизма в отношении будущего западных демократий, то помимо низкой рождаемости, внутренних конфликтов и растущей конкуренции, можно привести пример двух экономических подходов, в Великобритании и в США.
Провидцы предсказали Европе страшную войну в 2025 году. "Опустошит население"
На их примере хорошо виден незаметный на первый взгляд кризис демократии.
В Британии Кир Стармер оказался в затруднительном положении после того, как его заставили отступить в вопросе сокращения зимних выплат за топливо. Левые члены парламента требуют отменить ограничение на детские пособия, но при этом выступают против сокращения пособий по инвалидности.
Тем временем МВФ прямо заявляет, что у Британии больше нет возможностей для заимствований в рамках ее бюджетных норм, оказывая давление и на Стармера, и на канцлера казначейства Рэйчел Ривз.
В США Илон Маск ушел из правительства Дональда Трампа, раскритиковав "большой и красивый законопроект" президента и его триллионные сокращения налогов.
Возможно, его "запланированное время работы в качестве особого государственного служащего" подошло к концу, но, по данным источников, он сделал это заявление до официального разговора с президентом и после его публичной критики Трампа. Уход Маска стал еще одним поводом для пессимизма.
Заявив, что ему удалось сэкономить 175 миллиардов долларов благодаря Департаменту эффективности правительства (DOGE), техномиллиардер теперь с ужасом наблюдает за тем, как президент готовит увеличение дефицита бюджета Америки на 2,3 триллиона долларов в течение следующего десятилетия.
Маск считает, что это "подрывает работу", проделанную его Департаментом, но не только. Трамп собирается потратить в 13 раз больше средств.
На своей странице в соцсети X Маск выразил разочарование нежеланием республиканцев пойти на сокращение расходов, заявив, что единственный выход из "банкротства для Америки" — это радикальное увеличение темпов роста ВВП.
Трудно не согласиться с его оценкой, так же как найти в политике Британии и США поводы для оптимизма.
Трамп и Стармер – очень разные лидеры, которые стоят во главе стран, которые сильно отличаются друг от друга, но перед ними стоит один и тот же главный вопрос: как справиться с ситуацией, когда их избиратели требуют увеличения расходов?
Демографические проблемы, стоящие перед обеими странами, хорошо известны. Пожилое население более активно голосует на выборах. Они не работают и забирают ощутимую долю доходов, что увеличивает фискальное давление на молодежь и сказывается на рождаемости.
Это замкнутый круг, из которого западным демократиям еще предстоит выбраться.
Для этого понадобится технологическая революция. Пожилые избиратели отдают предпочтение здравоохранению и пенсиям, а не инвестициям в инфраструктуру или образование, что сокращает средства на политику, направленную на стимулирование роста этих отраслей. Что еще хуже, такое перераспределение требует налогообложения, которое напрямую влияет на экономическую активность.
Если Маск быстро решит проблемы в области ИИ, робототехники и освоения космоса, то появятся ресурсы и рост, необходимые для выхода из кризиса, подобно тому, как промышленная революция вытащила Запад из мальтузианской ловушки. Иначе придется искать другой способ выбраться из этого хаоса.
Решение проблемы демографии — это не выход. Повышение рождаемости – необходимая долгосрочная мера, но она не решает более насущные современные проблемы.
Если не ориентироваться на книгу "Скромное предложение" Свифта или на фильм "Зеленый сойлент" в отношении пенсионеров, то пока не очевидно, какая политика нужна Западу. Если будет продолжаться ситуация с перевернутой пирамидой людских ресурсов, то "демократия" может сдать свои позиции.
Около 48% всех государственных расходов Великобритании приходится на социальное обеспечение, здравоохранение и социальное обслуживание, а также на выплату процентов по долгам. Эти статьи расходов слишком важны, чтобы их сокращать. Представьте себе возмущение британцев, если Кир Стармер объявит о сокращении государственных пенсий или средств на раздутую Национальную службу здравоохранения. Все это может ввергнуть страну в финансовый кризис из-за невыполнения правительством своих обязательств.
По этим статьям расходов прогнозируется наибольший рост, поскольку нынешние молодые люди станут пожилыми в будущем. Государственная пенсия составит 8% ВВП, расходы на здравоохранение – 15%, а на социальное обеспечение пожилых людей – около 2,5%. Чуть более четверти каждого фунта, заработанного в Британии, будет идти только на эти статьи расходов.
Если мы не можем сократить расходы демократическим путем, нас заставят это сделать, хотя это будет довольно сложно.
Теория о медианном избирателе гласит, что в демократической системе медианный избиратель определяет исход выборов. Одним из следствий этой теории является стремление государства к большему перераспределению, если медианные доходы ниже средних.
Именно такая ситуация происходит в Великобритании, где 53% населения платят меньше налогов, чем получают пособий, и, скорее всего, это также относится к США (где верхний и нижний квинтили соответствуют тем, кто понесли чистые потери, и тем, кто приобрели чистую прибыль, соответственно).
Тот факт, что "демократические страны тратят больше", похоже, является общим правилом. Если сопоставить оценки демократии от института V-Dem с данными МВФ с некоторыми оговорками по поводу совпадения названий и данных, то общая картина сводится к тому, что более демократические страны тратят примерно на 12-15 пунктов ВВП больше, чем менее демократические, причем исследователи подчеркивают расходы на социальную защиту и образование.
Если учесть, что старшие поколения могут передавать свои долги молодежи, то мы увидим сценарий будущей катастрофы.
Принципы, которыми руководствуются сегодняшние политики, заключаются в том, чтобы тратить и зарабатывать себе голоса. Сегодняшние избиратели не задумываются о судьбе будущих поколений. Население стареет, потому что у людей все меньше мотивации, чтобы рожать детей. В таком случае можно оказаться в ситуации постоянного движения вниз, в какой оказались Великобритания и Америка.
Ожидается, что к 2055 году государственный долг США составит 156% ВВП, а дефицит – около 7%. В Британии этот показатель составит 130% ВВП, а дефицит – 9%. К 2073 году долг может достигнуть 274% ВВП, а дефицит – 21% национального дохода.
Это огромные цифры. Нет никаких перспектив финансирования дефицита при таком долге. Вопрос состоит в том, какая может быть альтернатива.
Наиболее вероятным ответом представляется некая форма смены бюджетной политики, которая приведет к уменьшению выбора в пользу демократии в правительстве. Это может принять "мягкую" форму, такую как самоограничения на расходы и долг, которых политики согласятся придерживаться, чтобы восстановить доверие участников рынка.
Усовершенствованная форма Управления по бюджетной ответственности и более жесткие бюджетные правила могли бы стать одним из вариантов такой политики. Другим вариантом могут стать требования инвесторов более высокой доходности на рынке государственных облигаций за рискованную политику и подталкивание государства к консолидации бюджетов
Неприятный сюрприз для Трампа: Британия уходит от него в Европу. И не только из-за Украины
С другой стороны, это может стать решением проблемы с долгами. Фактически придется уступить значительную часть власти тому институту, который установит условия займа. Британия уже проходила это в 1976 году, когда МВФ навязал ей повышение налогов и снижение расходов.
Это было бы экстремальным сценарием, но его вероятность нельзя исключать.
Сокращать расходы демократическим путем сложно, а избавляться от институтов относительно легко.
Если политики будут дальше игнорировать тревожные знаки, опасаясь недовольства избирателей из-за смены курса, мы можем обнаружить, что выбор между долгами и демократией сделали за нас.
Свежие комментарии