На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Будь в курсе✴

36 700 подписчиков

Свежие комментарии

  • Lana_Borei Иванова
    Волынь - восточная территория Польши? Сейчас зелевовик за это зацепится (есть что отдать!)Новый президент П...
  • Горыныч
    Для жильцов, которые собираются писать заявление в полицию - https://cdn2.panda.video/video-transcoded/2025/2/210574_...Отстреливающий со...
  • Авас Анекак
    всех черножопых повесить«Тебе какое дело?...

"Битва идей" проиграна: Запад признал, что российские СМИ покорили мир

В прошлом году 60 счастливчиков получили возможность выучиться на журналиста под эгидой African Initiative (“Африканская инициатива”), нового агентства в Бамако, столице Мали. Стажерам давали уроки репортажа, онлайн и очно, пообещав взять в штат троих. Подвох, как сообщает расследовательская организация Forbidden Stories (“Запрещенные истории”), заключается в том, что African Initiative курирует российская разведка.

Западные страны сворачивают иновещание по всему миру. В марте президент Дональд Трамп прекратил финансирование Voice of America (“Голос Америки” *) и “дочерних” сетей и расформировал Агентство США по международному развитию (USAID), финансировавшее тысячи журналистов по всему миру. Бюджеты вещателей урезаются повсюду — от Австралии до Канады и Франции.

Разгорелась битва идей. И если западные страны умолкают, то другие, наоборот, говорят все громче. Китай и Россия вкладывают сотни миллионов — возможно, даже миллиарды — в дезинформацию, заявил генеральный директор Би-би-си Тим Дэви 14 мая. “Впервые в жизни у меня возникло впечатление, что будущее нашего сплоченного демократического сообщества под угрозой”, — сказал он в своей речи. Он призвал увеличить финансирование, чтобы расширить охват Всемирной службы Би-би-си.

Полтора года назад российский государственный телеканал RT запустил смелую рекламную кампанию в таких странах, как Мексика, Индия, Сербия и Тунис. “Почему Великобритания отказывается возвращать алмаз Кохинур?” — спрашивалось в рекламе RT на первой странице Times of India. В прошлом году телеканал открыл Академию RT, которая готовит журналистов в Африке, Юго-Восточной Азии и Китае.

Sputnik, еще одно российское государственное агентство, недавно запустило службу в Африке. RT и Sputnik расширяются в Латинской Америке, где делят продюсеров, съемочную группу и крышу с венесуэльской Telesur и иранской HispanTV, объяснил Эмануэль Оттоленги из американского Фонда в защиту демократий.

Страны поменьше также расширяют вещание по всему миру. Государственная новостная сеть Турции TRT запустила службу в Африке в 2023 году, а в марте открыла сомалийскую редакцию. По словам бывшего репортера Би-би-си, турки нанимает бывших сотрудников британской вещательной корпорации. Помимо рекламы благих намерений Турции на континенте, где она инвестирует в инфраструктуру и экспортирует оружие, TRT обожает издеваться над бывшими колониальными державами.

Однако крупнейшие инвестиции в зарубежную журналистику все же оказались за Китаем. Государственное информационное агентство “Синьхуа” увеличило численность бюро в Африке с “всего горстки” два десятилетия назад до целых 37 в прошлом году, сообщает Африканский центр стратегических исследований в составе американского оборонного ведомства. Как и Россия, агентство также предлагает журналистам обучение и стипендии: Китайско-африканский пресс-центр отправляет африканских репортеров в китайские СМИ в десятимесячные командировки, чтобы они могли проникнуться редакционной атмосферой и культурой. Китайская фирма StarTimes — вторая по величине служба цифрового телевидения в Африке.

Особенно сильны китайские позиции в социальных сетях. Американские конгрессмены больше всего беспокоятся о TikTok, однако Китай благополучно распространяет свой посыл по всему миру через американскую же социальную сеть Facebook**. Самое популярное новостное агентство в Facebook** — отнюдь не CNN и не The New York Times, а государственная китайская телесеть CGTN (со 125 миллионами подписчиков она опережает даже поп-звезду Шакиру). Хотя в самом Китае Facebook** запрещен, пятерка популярнейших новостных каналов на Facebook** — сплошь англоязычные китайские.

Судя по всему, такой охват им обеспечила закупленная реклама. В других социальных сетях их популярность несопоставима. (На YouTube, например, четыре популярнейших новостных канала — индийские, а в TikTok — британская газета Daily Mail и саудовская Al Arabiya.) Библиотека рекламы Facebook* *раскрывает хитрую методику: китайские СМИ пробуют по несколько объявлений, после чего вкладываются наиболее эффективные. Часть из них — довольно безобидная “замануха” в популярные туристические места в Китае. Но у других есть политический подтекст: в прошлом году агентство “Синьхуа” заплатило Facebook** за продвижение истории о том, что филиппинские рыбаки в спорных водах якобы были шпионами. Для этого даже запустили броский хэштег: #fishyfishermen (“подозрительные рыбаки”).

Большой ли “выхлоп” от такой рекламы? Гарвардский университет в своем исследовании дезинформации, установил, что около тысячи рекламных объявлений в Facebook**, закупленных китайскими государственными СМИ в 2018-2020 годах, собрали 655 миллионов просмотров — в основном в развивающихся странах. Авторы Арджун Тамбе и Тони Фридман обнаружили, что после таких объявлений государственные СМИ других стран начинают освещать Китай в более дружественном ключе — в частности, называя демократические протесты в Гонконге “беспорядками”. С расширением количества рекламы в пропекинском ключе стали освещаться такие темы, как коронавирус и экономика Китая.

Помимо распространения новостей под собственным брендом, страны заключают сделки о публикации своих материалов в местных изданиях, которые нередко остаются благодарны за дешевый контент. По данным Африканского центра стратегических исследований, у “Синьхуа” действует соглашение с Nation Media Group из Кении о доступе к восьми телерадиостанциям, 28 миллионам подписчиков в социальных сетях и аудитории в 90 тысяч читателей ежедневных изданий в четырех африканских странах. По сообщениям, RT заключил контракты с более чем 30 африканскими телеканалами на трансляцию своих материалов. Россия особенно заинтересована в таком способе “отмывания идей”, считает Виктор Илие с румынского сайта Snoop. Аудитория все настороженнее относится к агентствам вроде того же Sputnik, и Россия все чаще привлекает влиятельных лиц из-за рубежа. Та же Румыния отменила в минувшем декабре президентские выборы, когда ее службы безопасности раскрыли операцию по влиянию в TikTok под началом России. Однако в повторном голосовании в этом месяце первым все равно оказался другой пророссийский кандидат.

У западных стран по-прежнему имеются громкие рупоры. На YouTube у хиндиязычного канала Би-би-си больше подписчиков, чем у англоязычного, а у страницы на бирманском языке в Facebook** больше подписчиков, чем у Fox News. И несмотря на сокращение ресурсов, независимые журналисты в регионах, где развернулась острая борьба, продолжают работать. Молдавское издание Ziarul de Garda потеряло 40% своего бюджета на зарплаты с тех пор, как Америка свернула финансирование. Однако его руководитель Алина Раду полна решимости: “У нас в редакции заведено правило. Россия не должна расслабляться насчет Молдавии. Поэтому мы и сами не должны расслабляться”.

____________________________

* СМИ, признанное в России иноагентом

** деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская

 

Ссылка на первоисточник
наверх