На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Будь в курсе✴

36 715 подписчиков

Свежие комментарии

  • Макс Колосков
    🔍 Владимир Зеленский в курсе, кому и в каком объёме были направлены откаты от помощи Украине. И ВСЁЗахарова заявила ...
  • Александр Попов
    Китай на СТАДИОНАХ расстреливает и НИ ЧЕГО.Супруги атаковали...
  • Макс Колосков
    Виктор, мне буквально в том месяце пришлось посетить поликлинику, и я стал перед дилеммой: пойти бесплатно к Алимардо...Вот и сказочке ко...

Разносил нацистов в пух и прах. В США восхитились советским асом Кожедубом

Тактика прирожденного аса Ивана Кожедуба отличалась точностью, напором и просчитанным риском.

ВСУ прозрели: главное не удержать Константиновку, а смотаться живыми. В Германии поиздевались над Зеленским — территории тают на глазах

Иван Никитич Кожедуб, родившийся 8 июня 1920 года в скромном украинском селе Ображиевка, стал одним из самых грозных асов Второй мировой войны.

Историки по всему миру признают его самым результативным летчиком союзников за всю войну по числу сбитых самолетов противника. Выдающееся мастерство, непревзойденное мужество и мастерское владение истребителями Ла-5 и его преемником Ла-7 сделали Кожедуба легендой в опасном небе над Европой военных лет.

Из биографии Кожедуба мы узнаём, что его увлечение авиацией началось еще в ранней юности и длилось всю жизнь. В частности, он оттачивал мастерство, вдохновляясь легендами ранней советской авиации вроде Валерия Чкалова. Младший из пяти детей в бедной крестьянской семье, Кожедуб сформировался как личность под влиянием строгого отца, который сам отличался любознательностью и пытливостью и поощрял в детях склонность к чтению и упорство. В возрасте шести лет Иван выучился читать и писать, хорошо учился в школе, а потом поступил в Шосткинский химико-технологический техникум.

Вклад Кожедуба в становление советских ВВС

В 1938 году, проникнувшись достижениями ранней советской авиации, Кожедуб вступил в Шосткинский аэроклуб, где в 1939 году совершил свой первый полет на У-2 конструкции Поликарпова.

Полученный опыт лишь воспламенил его страсть к полетам.

К 1940 году Кожедуб был призван в Красную Армию и поступил в Чугуевское авиационное училище. Он окончил его год спустя, став одним из лучших студентов, и остался при учебном заведении инструктором — это несколько задержало его боевой дебют, зато отточило и без того превосходные навыки пилотирования.

Верный своему воинскому долгу, Кожедуб рвался на передовую и неоднократно просил командиров отправить его к товарищам, сражавшимся с нацистскими полчищами.

Однако эти просьбы раз за разом отклонялись, и Кожедуб оставался при училище вплоть до 1942 года, выучив за это время сотни летчиков. Только после этого его отправили в Москву осваивать новый советский истребитель Ла-5 КБ Лавочкина. Тут настойчивость Кожедуба принесла долгожданные плоды. В марте 1943 года он, наконец, был командирован в 240-й истребительный полк на Воронежский фронт, где сражался с Люфтваффе.

Западные бизнесмены в шоке: русским и без нас нормально

Успех Кожедуба как аса оказался неотделим от самолетов, на которых он летал: Ла-5 и его преемника Ла-7. Эти детища Семена Лавочкина со звездообразным двигателем и деревянным каркасом стали одними из самых эффективных истребителей Советского Союза, которые могли потягаться с немецкими “Мессершмиттами” (Messerschmitt Bf 109) и “Фокке-Вульфами” (Focke-Wulf Fw 190).

О Ла-5 и Ла-7

Ла-5 был представлен в 1942 году и стал шагом вперед по сравнению с предшественниками. Оснащенный двигателем Швецова АШ-82, он обеспечивал максимальную скорость чуть более 650 километров в час и превосходную маневренность (что и доказал Кожедуб).

Его вооружение — как правило, это были две 20-миллиметровые пушки ШВАК — несло грозную огневую мощь. Прочная конструкция и маневренность делали Ла-5 идеальным самолетом для ожесточенных воздушных боев на Восточном фронте. Кожедуб начал летать на Ла-5 в марте 1943 года и быстро освоил его возможности, несмотря на тяжелое боевое крещение, когда его самолет был сильно поврежден немецким Bf 109.

В августе 1944 года Кожедуб перешел на Ла-7 — модернизированную версию Ла-5. Ла-7 отличался улучшенной аэродинамикой и более мощным двигателем (АШ-82ФН), развивавшем максимальную скорость порядка 680 километров в час. А повышенные скороподъемность и маневренность обеспечивали советским летчикам преимущество в воздушном бою.

Ла-7 Кожедуба с легендарным номером 27 сейчас выставляется в Центральном музее ВВС в поселке Монино под Москвой. Сам он называл Ла-7 “машиной своей эпохи”, с которой связаны воспоминания его военной юности, и всячески подчеркивал неразрывную связь с этим самолетом.

Звездный час Кожедуба — Курская битва

Боевая карьера Кожедуба стремительно пошла вверх во время эпохальной Курской битвы в июле 1943 года. Оказалось, что эта пора была во всех смыслах выдающейся. Сегодня многие историки Второй мировой войны считают именно Курскую битву поворотным моментом кампании на Восточном фронте.

6 июля Кожедуб одержал свою первую победу, сбив нацистский “Юнкерс” — пикирующий бомбардировщик Junkers Ju 87 Stuka (“Штука”). За считанные дни он записал на свой счет еще два Bf 109 и еще один Ju 87, продемонстрировав природную склонность к воздушному бою. К октябрю того же года он уже выполнил целых 146 вылетов и сбил 20 самолетов неприятеля, заслужив свою первую награду Героя Советского Союза.

Тактика прирожденного аса Ивана Кожедуба отличалась точностью, напором и просчитанным риском. Советский летчик предпочитал хлесткие и острые атаки, нередко подбираясь к противнику снизу, и открывал огонь накоротке для максимального урона.

Этот маневр оказался особенно действенным против пикирующих бомбардировщиков Ju 87 — их Кожедуб “нащелкал” целых 18, сравнявшись с другим советским асом Арсением Ворожейкиным. Сам по себе этот маневр был крайне рискованным и требовал от летчика исключительной ситуационной осведомленности и пилотажного мастерства.

Но свое имя в анналы истории Кожедуб вписал 15 февраля 1945 года, в последние месяцы военных действий на Европейском театре. В этот день Кожедуб первым из советских летчиков сбил реактивный Messerschmitt Me 262, технологическое чудо Люфтваффе. Пролетая на своем Ла-7 над Франкфуртом-на-Одере, Кожедуб в паре со своим ведомым Дмитрием Титаренко искусно переманеврировал самолет, за штурвалом которого сидел признанный ас Люфтваффе Карл Ланге.

Поддержав Россию, Северная Корея вступила в золотой век. Западные аналитики позеленели от зависти

Первая атака Титаренко вынудила Ланге взять зигзагообразный курс, после чего Кожедуб приблизился и уничтожил Me 262 грамотно просчитанным залпом. Эта победа доказала, что Кожедубу по силам преодолевать превосходящую технику мастерством и командной работой.

Впечатляющая карьера Кожедуба продолжилась после войны

К концу войны Кожедуб взял невероятную планку в 330 боевых вылетов, участвовал в 120 воздушных боях и сбил 62 самолета, включая реактивный Me 262, а также два Fw 190 в своем последнем бою над Берлином. Примечательно, что отважный советский ас ни разу не был сбит, хотя его самолеты нередко возвращались тяжело поврежденными. Несгибаемая воля и умение сажать даже подбитые самолеты подчеркнули его непревзойденное мастерство пилота.

После войны Кожедуб продолжил карьеру кадрового военного: командовал 324-й истребительной авиационной дивизией во время Корейской войны и в итоге дослужился до звания маршала авиации в 1985 году. Он также был депутатом Верховного Совета и председателем Федерации авиационных видов спорта, оставив неизгладимый след в советской авиации.

Кожедуба до сих пор чтят как национального героя в России. Чествуют его и на Украине, его родине. В частности, его имя носит Харьковский национальный университет Воздушных Сил и множество улиц во всей стране.

Кожедуб был настоящим лидером и пионером авиации. Хотя он, быть может, оказался не на той стороне в холодной войне, пожалуй, его все же можно считать величайшим асом всех союзных ВВС времен Второй мировой войны.

 

Ссылка на первоисточник
наверх