Перспективы БРИКС омрачаются весьма недобрыми знаками. Президент США Дональд Трамп открыто пригрозил группе из 10 стран введением стопроцентных пошлин, если они попытаются сместить доллар США с пьедестала главной валюты мира. Вашингтон также активно подливает масла в огонь мировой торговой войны, направленной в том числе и против почти всех государств БРИКС.
Кроме того, одно из государств — членов БРИКС, Иран, недавно подверглось военному нападению со стороны США. Сможет ли БРИКС пережить этот натиск и что необходимо сделать, чтобы не утратить свой вес в новом мире?БРИКС — это не официальная международная организация, а скорее рыхлая коалиция того, что я назвал "глобальным Востоком" (Россия и Китай), и стран Глобального Юга. После своего первого саммита лидеров в 2009 году, изначально названного БРИК (Бразилия-Россия-Индия-Китай), к нему быстро присоединилась Южная Африка, и объединение стало БРИКС. После 2023 года к группе добавились пять новых членов (Египет, Эфиопия, Иран, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты), а также была введена новая, менее значимая категория "стран — партнеров БРИКС". Это, несомненно, пример организации с быстрым ростом. Сочетая в себе высокие амбиции с гибкостью и эффективностью, БРИКС еще может стать силой, способной серьезно менять международный порядок.
История БРИКС и Глобального Юга — это отнюдь не возврат к устаревшим представлениям о солидарности стран "третьего мира" 1970-х годов.
Страны Глобального Юга присоединились к БРИКС для преследования своих ограниченных интересов вместе с Россией и Китаем. Эти интересы проистекают из двух реалий нашего изменчивого мира.Первая реалия: мировой порядок под руководством США не справляется с решением глобальных проблем по многим фронтам, которые недавно усугубились из-за торговых войн Вашингтона. Вторая: ослабление однополярности и крайне нестабильная внешняя политика превратили США в ненадежного партнера, что резко повышает неопределенность в мире. Когда неопределенность высока, рациональным побуждением становятся распределение рисков и вложения в альтернативные структуры.
Значим ли БРИКС для мирового порядка? Само по себе существование трансрегионального клуба, в который не входит ни одно государство Глобального Севера, является смелым экспериментом, который не стоит списывать со счетов. Это может стать поводом для появления всевозможных инициатив в будущем. Кроме того, коллективные заявления группы (содержащиеся в ее ежегодных декларациях) по ключевым вопросам управления экономикой и геополитики важны для укрепления или оспаривания глобальных норм.
Однако когда дело доходит до сугубо материальных результатов, успехи все еще весьма ограничены. Наибольшие достижения достигнуты в области финансирования развития, где Новый банк развития (НБР), расположенный в Шанхае, добился определенного успеха. Хотя объем кредитования НБР (около четырех миллиардов долларов в год) намного меньше, чем у Всемирного банка, банк БРИКС функционирует уже десять лет, сохраняя высокий международный кредитный рейтинг. НБР также использует инновационные методы управления, отличные от практики Всемирного банка: отсутствие единого контролирующего акционера, ротация президентов между пятью первоначальными членами БРИКС и внедрение национальных стандартов в области труда и защиты окружающей среды в своих проектах.
Бразилия, например, ранее ставила своим приоритетом сотрудничество по линии "Юг — Юг", глобальное здравоохранение, борьбу с изменением климата и мультилатерализм. Отсутствие на гипотетической встрече лидеров Китая и России дает возможность другим членам БРИКС с Глобального Юга самим руководить повесткой.
Если рассуждать логически, принцип "Америка превыше всего" только подкрепляет целесообразность БРИКС. Явный унилатерализм и пренебрежение международным правом, когда речь заходит о таких регионах, как Ближний Восток, или о таких сферах, как мировая торговля, требуют противовеса-стабилизатора, который сможет укрепить нормы сотрудничества. Государства Глобального Юга, как более слабые субъекты, еще сильнее полагаются на международное сотрудничество, пытаясь с его помощью обеспечить безопасность и процветание своих народов.
Но агрессивный настрой Вашингтона означает, что БРИКС следует проявлять осторожность, если объединение желает избежать "палок в колеса" в ближайшие годы. Это требует трехэтапной стратегии: убеждения, сокращения и укрепления.
Во-первых, БРИКС должен убедить Вашингтон и американский народ в том, что он не является антиамериканским или антизападным клубом и не стремится свергать доллар. Это ясно дали понять некоторые государства-члены, такие как Индия и (в недавнем прошлом) Бразилия. Однако Россия, пострадавшая от санкций, во время своего председательства в 2024 году настойчиво добивалась создания альтернативных валютных механизмов. На данный момент от этого следует отказаться. В любом случае прекращение господства доллара — несбыточная мечта, учитывая основные преимущества этой валюты в финансовом мире. Страны БРИКС могли бы также заверить Вашингтон, что, хоть он и замыкается в себе, бремя решения глобальных проблем все равно должно лежать на всех, поскольку смена власти в Соединенных Штатах мало влияет на эти глобальные проблемы. БРИКС может сыграть конструктивную роль в этом деле, помогая сделать мир более стабильным и снизить масштабы массовой миграции, терроризма и организованной преступности, что в высшей степени отвечает национальным интересам США.
Во-вторых, БРИКС необходимо перестать перегружать свою повестку. В последнее время инициативы и заявления группы стали охватывать слишком много сфер. Этому объединению, которое еще не до конца сформировалось и не имеет официального секретариата, предстоит сделать трудный выбор, если оно желает быть более эффективным. Самыми сложными областями для БРИКС являются геополитика и военная безопасность, которые могут усиливать внутренние разногласия.
Неудивительно, что БРИКС изначально создавался для решения экономических, а не безопасностных вопросов. Странам БРИКС легче всего было бы достичь консенсуса по войне между Россией и Украиной. Они также заняли впечатляюще твердую позицию по нарушениям в войне между Израилем и ХАМАС и совсем недавно (с Бразилией в качестве председателя) по атакам на Иран. Тем не менее, даже несмотря на необходимость выявлять серьезные нарушения международного права, странам БРИКС необходимо будет тщательно продумывать свою стратегию по отношению к будущим кризисам и войнам.
Такое сокращение повестки, если оно будет проведено правильно, может сделать возможным реализацию третьего этапа стратегии — укрепления. БРИКС сохраняет высокую значимость для создания более сбалансированного и стабильного мирового порядка. Это подразумевает сужение круга вопросов до тех проблемных областей, в которых БРИКС обладает сравнительными преимуществами и может оказать наибольший эффект.
Финансирование развития возглавляет список. По сути, это означает особое внимание к укреплению НБР. Банк БРИКС уделяет особое внимание инфраструктуре и устойчивому развитию, и это правильно. Однако его членский состав (открытый для всех государств — членов ООН) может быть расширен быстрее. Для сравнения, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ), в котором главенствует Китай, насчитывает более 100 членов. В НБР, основанном до масштабного расширения БРИКС, пока насчитывается лишь девять членов. Расширение членского состава НБР должно сопровождаться устойчивым увеличением объемов кредитования и ускорением реализации проектов.
У БРИКС также есть возможности для расширения в двух важнейших областях, которые США забросили: борьба с изменением климата и глобальное здравоохранение. В области изменения климата страны Глобального Севера, как правило, уделяют основное внимание смягчению последствий. Страны БРИКС могли бы сосредоточиться исключительно на адаптации и жизнестойкости, где разрыв в финансировании и обмене знаниями действительно огромен, а для стран Глобального Юга эти параметры самые насущные. Китай вносит существенный вклад в финансирование борьбы с изменением климата, но по-прежнему считается развивающейся страной на переговорах по климату. Члены БРИКС могут убедить Пекин взять на себя официальные обязательства по борьбе с изменением климата. Учитывая его стремительный рост, Китай страной "Глобального Юга" больше не назовешь, и его обязанности должны соответствующим образом изменяться.
Поскольку Вашингтон вышел из Всемирной организации здравоохранения и занял враждебную позицию по отношению к вакцинам, у БРИКС появилась уникальная возможность наращивать свои инициативы в этой области. Китай и Индия уже входят в число мировых держав, занимающихся разработкой вакцин. Преобразование существующих в странах БРИКС центров исследований и разработок вакцин в единое надежное и функционирующее учреждение с постоянным присутствием (как это было сделано в НБР) могло бы стать важным вкладом.
Наконец, страны БРИКС единодушны в защите глобального торгового порядка. Несмотря на то, что министры иностранных дел стран не смогли выступить с совместным заявлением в апреле, в заявлении председателя из Бразилии подчеркивался четкий консенсус группы по вопросам торговли. Об этом следует заявлять при каждом подходящем случае. В качестве конкретного шага страны БРИКС, которые еще не присоединились к Многостороннему временному апелляционному арбитражному соглашению (добровольному органу, созданному для устранения созданного США затора в механизме разрешения споров ВТО), должны стремиться сделать это как можно скорее. Они также должны продолжать развивать механизмы интеграции и упрощения торговых процедур между собой и в своих регионах.
Свежие комментарии